Финансовый контроль
Государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Виды государственного финансового контроля:
1. По времени осуществления:
- предварительный (осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета)
- последующий (осуществляется по результатам исполнения бюджета в целях установления законности его исполнения, достоверности учета и отчетности).
2. По субъектам, осуществляющим контроль:
- внешний
- внутренний
I. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Внешний государственный финансовый контроль в Томской области осуществляет Контрольно-счетная палата Томской области.
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основании Закона Томской области от 09.08.2011 N 177-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Томской области".
Статус Контрольно-счетной палаты Томской области (статья 1 Закона «О контрольно-счетной палате Томской области»)
1. Контрольно-счетная палата Томской области (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Томской области, образуется Законодательной Думой Томской области и ей подотчетна.
2. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
3. Деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Законодательной Думы Томской области.
4. Контрольно-счетная палата является государственным органом Томской области, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Томской области.
5. Контрольно-счетная палата обладает правом законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области.
Полномочия Контрольно-счетной палаты (статья 4 Закона «О контрольно-счетной палате Томской области):
Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:
1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области;
2) экспертиза проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Томской области, оценка эффективности управления, использования и распоряжения данным имуществом;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Томской области;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов Томской области и иных нормативных правовых актов Томской области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Томской области, а также документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области, определенных действующим законодательством Томской области;
8) анализ бюджетного процесса в Томской области и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Томской области, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) представление в Законодательную Думу Томской области и Губернатору Томской области информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
11) контроль за реализацией и оценка исполнения документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области в соответствии с действующим законодательством Томской области;
12) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
13) аудит, в рамках своих полномочий, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Планы контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты на очередной финансовый год размещаются на официальном сайте Контрольно-счетной палаты по адресу: http://audit.tomsk.ru/
II. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного финансового контроля.
Внутренний государственный финансовый контроль в Томской области осуществляется Комитетом государственного финансового контроля Томской области.
Комитет государственного финансового контроля Томской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 20.09.2013 N 118.
Целью деятельности Комитета государственного финансового контроля Томской области является эффективный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (пункт 2 Положения о Комитете).
Основные функции Комитета государственного финансового контроля Томской области (пункт 9 Положения о Комитете):
1) разрабатывает аналитические материалы (обобщает имеющуюся информацию) о результатах контрольных мероприятий в виде справок для Губернатора Томской области и заместителя Губернатора Томской области - начальника Контрольно-ревизионного управления Администрации Томской области;
2) разрабатывает проекты правовых актов, в том числе нормативных, в сфере осуществления государственного финансового контроля в Томской области (далее - сфера деятельности Органа) и предложения в них;
3) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
4) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;
5) проводит в пределах компетенции проверки, ревизии и обследования объектов государственного финансового контроля (далее - объекты контроля) в пределах компетенции;
6) направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений;
7) направляет органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
8) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных нарушениях;
9) проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.